Charlie Hebdo кусает кого хочет

Многомиллионный тираж первого (после теракта, с которого началась новая жизнь Charlie Hebdo) номера сатирического издания до сих пор спрашивают в киосках. На сегодняшний день напечатано уже 8 млн экземпляров журнала с пророком Мухаммедом на зеленой обложке, пускающим слезу над плакатиком «Je suis Charlie» (см. «Ъ» от 15 января), и его предполагают продавать до 11 марта. Новый номер, который поступил в киоски сегодня, стартует с 2,5 млн экземпляров, причем наученные горьким опытом читатели, набегавшиеся в поисках первого номера, уже зарезервировали первый миллион.

Журналисты, работающие сейчас в Charlie Hebdo, находятся в сложной ситуации. Январский теракт дал им не только всенародное сочувствие и мировую известность, но и новые обязанности. Вообразите себе маленькую редакцию, которая делала нишевое издание, рассчитывая на то, что будет продана половина обычного тиража в 50 тыс. экземпляров. Восемь тысяч подписчиков превратились в 240 тыс., а тираж вырос в 16 раз.

Миллионы журналов, которые потребовали читатели, принесли новые проблемы - типографские, маркетинговые, логистические. Начало продаж первого номера, вышедшего после теракта, показало, что редакция не в силах с этим справиться. К тому же хоть вышедший сегодня номер и 1179-й с начала издания, но все приходится начинать заново. Мало того что журнал потерял своих лучших сотрудников, у него нет сейчас даже собственного дома. Журналисты и владельцы Charlie Hebdo по-прежнему работают под крышей редакции Libеration и под круглосуточной полицейской защитой - и пытаются найти новое помещение, что совсем не просто. Мало кто из владельцев коммерческой недвижимости пойдет на такой риск и разместит у себя коллектив возмутителей спокойствия, который нужно охранять как военную базу в Афганистане.

На обложке сегодняшнего номера Charlie Hebdo изображена маленькая брехливая собачка с журналом в зубах, преследуемая целой сворой врагов, в которых можно узнать и хозяйку «Национального фронта» Марин Ле Пен, и главу UMP, экс-президента Никола Саркози, и римского папу, и волка-джихадиста. Выставив напоказ всю галерею своих врагов, Сharlie Hebdo явно пытается напомнить, что он, как это было всегда, кусает кого хочет, - и отойти от отчасти навязанной ему роли профессиональных насмешников над исламом. Это принципиально важно и для личной безопасности журналистов, и для выживаемости журнала, который не может все время поднимать тиражи на волне сочувственной истерии.













>> Война мирных планов >> Это уже геноцидом попахивает >> Минпромторг ограничит закупку лекарств из-за рубежа