Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s (S&P), как и ожидалось, снизило суверенный кредитный рейтинг России до «ВВ+», т.е. до так называемого спекулятивного, или «мусорного», уровня, причем с негативным прогнозом. Ранее рейтинг был снижен агентствами Moody"s и Fitch, но они пока оставили его на нижней ступени инвестиционных рейтингов. После снижения рейтинга столь же ожидаемо мартовский фьючерс на курс доллара вырос до 71 рубля, а аналогичный фьючерс на индекс РТС упал почти на 3000 пунктов.
Не менее ожидаемой была и реакция представителей наших финансовых властей.
Они источали если не оптимизм, то олимпийское спокойствие.
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что в целом, его ведомство не видит «никаких оснований драматизировать ситуацию». Министр экономики Алексей Улюкаев назвал происшедшее «неприятным шумом».
Давайте, не драматизируя, но и не упрощая ситуацию, разберемся, чем грозит России снижение рейтинга, и насколько оно необоснованно. Спекулятивный рейтинг по методологии агентства S&P присваивается ценным бумагам государств и компаний, которые способны выполнять свои финансовые обязательства, но сталкиваются со «значительной неопределенностью, способной негативно повлиять на уровень кредитного риска», в частности, с угрозой ухудшения деловой или финансовой конъюнктуры. Едва ли даже ярые патриоты будут оспаривать, что положение в российской экономике тревожное и вероятность дальнейшего ухудшения хозяйственной конъюнктуры весьма высока (это отражено и в официальных прогнозах правительства). Таким образом, обвинять агентство в чрезмерном пессимизме и, тем более, в ангажированности серьезных оснований нет.
Оценки экспертов по свежим следам напоминают старую шутку. Пессимист говорит: все так плохо, что хуже уже не будет. А оптимист возражает: будет, будет! Логика «все так плохо, что хуже уже не будет» имеет определенные основания. В условиях западных санкций рынок внешних заимствований закрыт практически для всех российских компаний, включая и не попавшие в санкционные списки. В этом смысле снижение рейтинга действительно кардинально ситуацию ухудшить не может. Однако негативное влияние снижения рейтинга, тем более до «мусорного» уровня, не ограничивается только резким ухудшением условий доступа на западные рынки капитала. Какие еще риски возникают в связи с этим решением для российской экономики? Их несколько.
Во-первых, снижение рейтинга будет приниматься во внимание при принятии инвестиционных решений теми немногими ныне оптимистами, кто продолжает рассматривать проекты для прямых инвестиций в Россию.
Во-вторых, иностранные инвестфонды владеют примерно 25% российского «рублевого» госдолга (около 900 млрд рублей). Законодательство многих стран прямо запрещает таким фондам инвестировать деньги своих вкладчиков в ценные бумаги «мусорного» уровня, следовательно, они будут вынуждены начать их распродажу с соответствующими последствиями для рыночных котировок. Это существенно удорожит будущие заимствования, которые могли бы использоваться для финансирования дефицита бюджета. Аналогично, распродажам могут подвергнуться и долговые ценные бумаги российских компаний. Потенциально - до $30 млрд.
В-третьих, сработают так называемые ковенанты, т.е. часто используемые в кредитных договорах западных финансовых институтов оговорки об обязательствах заемщика досрочно погасить кредит при ухудшении его финансового положения. Снижение суверенного рейтинга страны, за которым с вероятностью, близкой к 100%, последует и снижение рейтингов российских компаний, наверняка попадет под подобные критерии.
Все перечисленные факторы резко усилят давление на рубль, т.к. потребуют для погашения долгов привлекать валюту с внутреннего валютного рынка.
Ускорение девальвации рубля несет серьезные инфляционные риски и во многом сведет на нет предшествующие непростые решения Центробанка по стабилизации курса рубля, негативно повлиявшие на ситуацию с кредитованием реального сектора.
Правда, благодаря сокращению импорта из-за обесценения рубля Россия сохраняет положительное сальдо торгового баланса даже при таком падении цен на нефть. Это делает ситуацию с валютой не столь драматической. Резко сократились, но все еще превышают $350 млрд, валютные резервы ЦБ, т.е. «подушка безопасности» пока есть. Важно не расходовать ее на не первоочередные нужды и не слушать советы некоторых горе-экспертов, призывающих пустить резервы на активизацию экономического роста.
Не будет ни резервов, ни роста.
Небольшим утешением для нас может служить и то обстоятельство, что по описанным выше правилам большинства стран массовая распродажа активов или требования досрочного возврата долгов наступают при достижении рейтингом страны мусорного уровня хотя бы у 2-х из 3-х основных рейтинговых агентств. Пока на такое унижение для России решилось только S&P. С большой вероятностью два других агентства к этому тоже придут, но небольшой запас времени до апокалипсиса у нас есть.